Яндекс.Метрика

УСПЕХ. НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ИНТЕНСИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Ребенок, который вовремя не заговорил, нуждается в комплексной помощи специалистов. В программу может входить медикаментозная поддержка, работа с логопедом или дефектологом, нейропсихологом или психологом, массаж, диета и ряд других направлений. Программа работы очень индивидуальна и зависит от структуры нарушения, от диагноза. «Неговорящий ребенок» может быть и алаликом, диспраксиком, и аутистом, иметь задержку психического развития и т.д. Педагогическая коррекционная работа с каждым ребенком будет очень различаться в зависимости от структуры нарушения. Но есть нечто общее, что необходимо развивать у каждого ребенка, для того, чтобы «запустить» речь.

Если представить в виде наглядной схемы, то для того чтобы ребенок начал пользоваться речью, необходимы две составляющие:


ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

В первую очередь, необходимо оценить, насколько у ребенка развиты навыки коммуникации и определить, нужна ли помощь в развитии коммуникации. Когда ребенок начинает общаться? С момента появления первых слов или первой фразы? Конечно, нет. Ребенок начинается общаться задолго до появления речи с помощью мимики, жестов, вокализаций. А уже позже, примерно около года (когда ребенок начинает ходить) он сталкивается перед необходимостью потребовать что-то или сообщить о чем-то, чего нет в поле его зрения. Тогда для получения желаемого недостаточно указать пальцем на предмет, нужно как-то иначе сообщить маме, что тебе нужно. Тогда на помощь приходит «слово»

НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ ПРИ РАС

Если у ребенка нет потребности в общении, он не вступает в коммуникацию с другими людьми, это может указывать на наличие у ребенка расстройства аутистического спектра. Здесь полезно отметить, что выделяются первичные и вторичные проблемы аутизма, которые хорошо рассматриваются в рамках концепции DIR (Development, Individual-difference,Relationship-based). Понять, есть ли нарушения коммуникации, можно ответив на три вопроса:

♦ Легко ли ребенок вступает в близкие и теплые отношения? Ищет ли он общества тех взрослых, с которыми ему по-настоящему комфортно, например, родителей или тех, кто о нем заботится? Если да, то демонстрирует ли он удовольствие от близких отношений?

♦ Общается ли ребенок с помощью жестов и эмоциональных выражений? Вовлечен ли он в постоянный поток взаимных эмоциональных сигналов вроде улыбок, нахмуриваний, кивков и т.д.?

♦ Когда ребенок начинает говорить, произносит ли он слова осмысленно? Насыщенны ли эти слова эмоциями и желаниями?

Отсутствие вышеперечисленных базовых способностях могут указывать на наличие у ребенка проблем с коммуникацией и, возможно, о наличии РАС

Остальные симптомы, такие как навязчивые действия, самостимуляции, эхолалии являются вторичными и могут указывать как на аутизм, так и на другие проблемы развития (нарушение сенсорной интеграции, алалия, СДВГ и прочие)

ПРОЧИЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ

Если у ребенка нарушена коммуникация, то мы можем наблюдать такую картину: Ребенок может произносить слова и даже целые фразы, но не использует их для общения; выполняет задания в кабинете у логопеда (заучил), но эта речь исключительно «кабинетная», ребенок не пользуется ею дома или в саду

И наоборот, если у ребенка нет коммуникативных трудностей, но он не говорит, то легко может объясниться жестами и мимикой

Ефимова В.Л. в своей книге о системе работы по авторской программе «ДЭКО» (Движение, Эмоции, Коммуникация, Обучение) выделяет три группы детей:

♦ Группа 1. Ребенок не взаимодействует с другими людьми и не говорит

♦ Группа 2. Ребенок взаимодействует с другими людьми, но не говорит

♦ Группа 3. Ребенок говорит, но не взаимодействует с другими людьми

При этом она подчеркивает, что развитие коммуникации важно для всех детей, и обязательно для детей первой и третьей групп

Почему же происходит так, что ребенок «закрывается», отказываясь от взаимодействия часто даже с самыми близкими взрослыми?

Раньше полагали, что ребенок с расстройством аутистического спектра изначально не испытывает потребность в общении, но это не так. Сейчас говорят о том, что вследствие отклонения биологического свойства, которое оказывает влияние на связь между эмоциональной и двигательной системой, ребенок испытывает трудности взаимодействия и общения с мамой с младенческого возраста. Другими словами, интерес есть, но он угасает вследствие определенных трудностей, в том числе и часто наблюдающихся проблем сенсорных систем (например, гиперчувствительность к звукам). Повторимся, в норме способность и желание общаться, взаимодействовать появляется задолго до речи. Мама младенца, который, естественно, не умеет говорить, может прекрасно поддерживать с ним диалог с помощью мимики, жестов, голосовых реплик. Такая игра в «разговор» может длиться минут 10-15 и происходить очень часто, доставляя удовольствие обоим. У ребенка с РАС как правило с самого раннего возраста взаимодействие с другими мимолетно, прерывисто либо вовсе отсутствует и, как следствие, появляется бесцельное, непредсказуемое поведение, самостимуляции, «погружение в себя»

Все мамы (за исключением тяжелых депрессий) интуитивно делают все то, что необходимо для успешного овладения языком. Но, возможно, в ситуации, когда развитие ребенка идет иначе (например, по ряду неврологических проблем или соматической ослабленности из-за частых болезней), такое взаимодействие сходит на нет. Таким образом, когда мы видим нарушения коммуникации, мы должны «пробудить» у ребенка желание общаться и взаимодействовать с окружающими. Потребность, которая изначально была, но вследствие различных причин потеряла свою значимость

Итак, для того чтобы развивалась речь, необходимо иметь потребность в коммуникации. Ниже мы рассмотрим пути помощи детям, у которых наблюдаются трудности взаимодействия

ВОЗМОЖНОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ РЕЧЬЮ

Выделяется два фактора успешного овладения речью:

♦ 1. Зрелость мозга. Речь – это высшая психическая функция и необходимо понимать, что если есть проблемы в работе центральной нервной системы, это может быть причиной речевых нарушений. Тогда и работать надо в первую очередь с причиной, и вторично – над речью. Вторично – не значит «потом», не надо ждать трех или пяти лет для того, чтобы обратиться к логопеду. Но родители должны знать, что одной логопедической помощи в ряде случаев будет недостаточно

♦ 2. Взаимодействие взрослого с ребенком. Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский в своей культурно-исторической концепции подчеркивал, что психическое развитие ребенка происходит при его собственной активности и общении со взрослым. Именно взрослый помогает ребенку понять смысл объектов окружающего мира и способов действий с ними. Умение говорить – это приобретенная способность и языковая среда, которую создают окружающие люди, играет ведущую роль в речевом развитии ребенка. Если детство ребенка проходит среди зверей или неговорящих людей (дети-маугли), то он и не заговорит

Учитывая все вышесказанное, можно выделить два глобальных направления работы при организации помощи ребенку с задержкой речевого развития:

1. Работа над формированием потребности говорить (основные составляющие: мотивация, инициатива, игра, коммуникация)

2. Работа над развитием возможности говорить (например: работа с нейропсихологом по методу замещающего онтогенеза, логопедическая помощь, создание речевой среды и прочее)

ВЕРНЁМСЯ К ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Далее мы раскроем подробнее первый пункт. Как можно сформировать у ребенка потребность общаться и, как следствие, использовать речь?

В настоящее время есть много концепций, методов и методик, направленных на развитие у ребенка желания вступать во взаимодействие с другими людьми. Это Интенсивное взаимодействие (Великобритания), концепция DIR (Floortime), Денверская модель раннего вмешательства, ДЭКО (Ефимова В.Л. «Прогноз»)

У этих методик есть много общих принципов, которых мы придерживаемся в своей работе. Названия могут различаться, дополнять друг друга, но суть одна

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО МЕТОДУ ИНТЕНСИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Они основаны на инициативе ребенка, подключению взрослого к эмоционально значимой для ребенка деятельности или игре (сенсорные и двигательные игры, любимые игрушки и даже монотонные стереотипные действия и др.). Задача взрослого нащупать и многократно повторять успешные коммуникационные циклы, постепенно увеличивая их во времени и продолжительности, расширяя и внося в них разнообразие. В основе – естественная модель развития коммуникационной и эмоциональной сферы ребенка

Специалисты центра включают Интенсивное взаимодействие в свои занятия в том соотношении, которое требуется каждому конкретному ребенку. В некоторых ситуациях ребенок посещает специальные занятия по методу Интенсивного взаимодействия

Принципы Интенсивного взаимодействия очень полезны и дают отличные результаты, когда их придерживается семья. Помимо домашних заданий, специалисты и методист центра дают рекомендации родителям по Интенсивному взаимодействию для развития коммуникативных навыков и речевого общения ребенка

Интенсивное взаимодействие помогает решать следующие задачи:

♦ 1. Налаживание контакта;

♦ 2. Повышение мотивации во время занятия;

♦ 3. Развитие навыков коммуникации и желания взаимодействовать с другими;

♦ 4. Использование речи функционально, то есть для общения;

♦ 5. Развитие игровых навыков, мышления;

♦ 6. Снятие тревожности

По сути, Интенсивное взаимодействие – это способ через любимую для ребенка деятельность или игру показать, что взаимодействие с другими людьми приносит удовольствие и радость.